Связанные понятия
«Лиса и гуси » — настольная игра для двух игроков, в средние века распространённая по всему европейскому континенту. В Германии игра была известна как «Fuchs im Huhnerhof», в Голландии — как «Schaap en wolf», в России — как «Волк и овцы», «Облава», «Облава на волка», «Волк и собаки», в Италии — как «Lupo e pecore». Подобные же игры были известны и в Азии (например, яка-сукари в Японии).
«Шашматы » (англ. Cheskers, от chess + checkers) — настольная логическая игра, изобретённая в 1948 году американским математиком Соломоном Голомбом — одна из наиболее известных игр, которые можно рассматривать как смесь шахмат и шашек.
Конго — вариант шахмат, изобретенный Демианом Фрилингом в 1982 г., когда ему было около восьми лет. Его отец (голландский изобретатель абстрактных игр Кристиан Фрилинг) предложил ему разработать вариант использования игрового поля 7×7.
Как и у каждого народа, у казахов есть множество национальных игр, одной из особенностью которых является проверка на силу и выносливость. Чаще всего такие игры имели состязательный характер.
Подробнее: Казахские национальные игры
Баг-Чал (непальск. बाघ चाल, нев. धुँ कासा) или Тигры и Козы — древняя настольная логическая игра для двух игроков. Происходит из Непала.
Слон (юникод ♗♝, в просторечии офицер) — шахматная фигура. Игроки начинают игру с двумя слонами. В начале партии белые слоны занимают поля c1 и f1, черные — c8 и f8.
Чаупар (चौपर) — традиционная индийская семейная игра, очень похожая на пачиси. Является представителем игр типа «крест и круг». Игра ведется с помощью фишек и игральных костей на специальном поле, изображающем Храм и четыре дороги к нему. Цель игры — раньше соперников привести все свои фишки в центральный квадрат.
Конь (Юникод ♘♞) — шахматная фигура, в начале партии располагающаяся на полях b1, g1 (белые кони) и b8, g8 (чёрные кони).
Дызым (также «Дюздюм», «Дюз-Дюм», букв. «нанизывать») — настольная игра семейства Мельница (Morris, Mills, Merells) из Туркмении.
Невские шашки — четырёхсторонняя шашечная игра на правильной двухцветной четырёхугольной доске с 36-ю игровыми пунктами.
Лошадь -дракон (яп. 竜馬 рю:мэ или рю:ма, «лошадиный дракон», «лошадь дракона»), сокращённо лошадь (яп. 馬 ума) — фигура в сёги. Названа по имени китайского мифического существа лунма.
Тэндзику сёги — (天竺将棋 (яп. тэндзику сёги - экзотичные шахматы)) или (天竺大将棋 (яп. тэндзику дай сёги - экзотичные большие шахматы)) - настольная игра шахматного типа для двух игроков, средневековый вариант сёги на доске 16x16. Игра была создана в 15-16 веках и базировалась на раннем варианте тю сёги, которые в свою очередь базировались на дай сёги. Примечателен наличием сверхмощной фигуры огненного демона, которая позволяет снимать с доски до 8 фигур противника за ход.
Варианты шахмат на кольцеобразной доске, существующие в двух исторических разновидностях.
Подробнее: Шахматы на круглых досках
Андернахские шахматы — вариант шахмат, в котором фигура (кроме короля) берущая другую фигуру, меняет цвет. Например, если белый слон на a2 берет черного коня на g8, конечным результатом будет черный слон на g8. Ходы без взятия — такие же, как в обычных шахматах. Если пешка берет фигуру на восьмой горизонтали, она сначала превращается в фигуру, а только потом меняет цвет.
Хнефатафл — скандинавская настольная игра. Первые упоминания относятся к III веку н. э. Впоследствии викинги завезли её в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию, и, возможно, на Киевскую Русь (см. тавлеи). С распространением в Скандинавии шахмат (X—XI века) эта игра была забыта.
Шатар и Хиашатар — бурятское и монгольское название национальных шахматных игр, различающихся между собой размерами доски, одной фигурой («хиа»), при идентичности остальных правил игры.
«Чапа́ев » (Чапаевцы, Шашки Чапаева, Щелчки) — советская настольная игра, получившая название по фамилии участника Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева.
Бузкаши , от (тадж. Бузкаши, дари бузкашӣ) — разновидность козлодрания — игра, распространённая в Таджикистане, Афганистане, Узбекистане, Туркменистане,напоминающая поло на лошадях. Отличие заключается в том, что вместо мяча используется обезглавленная туша козла. Цель каждого всадника — схватить тушу козла и владеть ей как можно дольше или доскакать с ней до финиша, в этом игра бузкаши полностью идентична с индивидуальным вариантом игры кок-бору, в кок-бору также есть командный вариант. Тюркская...
Травля быка (Буль-бейтинг (англ. bull-baiting) — кровавый спорт с привлечением собак (бульдогов) и быков. Вид азартного развлечения, был популярен в Англии до середины XIX века; впоследствии запрещён.
Макрук — тайская настольная игра, родственная шахматам. Предположительно, происходит непосредственно от древней индийской игры Чатуранга, считающейся предком современных шахмат. В Таиланде игра более популярна, чем классические шахматы.
Горе́лки (разлуки, разгары, огарыши, огорелыш, опрел — от «преть»; укр. гори-дуб, гори-пень; белор. гарэлыш, гарэлкі) — подвижная старинная восточнославянская игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами. Горелки начинались с наступлением весны: с Благовещенья, Светлой недели или Троицы, в некоторых местах обязательно играли на Ивана Купалу, в то время как на Рязанщине после Русальной недели запрещалось играть в горелки. Название произошло...
Кок-бору , Кёк-бёрю, Кюк бюре (кирг. көк-бөрү (синий/сизый волк), в простонародье улак-тартыш (борьба за козла) или улак (козел), южноалт. кöк-бöрӱ, башк. күк бүре, каз. көкпар) — древняя, популярная конная-спортивная игра среди кыргызов, алтайцев, башкир, казахов и других народов Азии. В русском языке для игры кок-бору и её аналога бузкаши также употребляется слово «козлодрание», хотя на деле целью игры является не раздирание туши козла на части, а овладение тушей отбором её у соперника.
Китайские шашки (Chinese Checkers) — стратегическая настольная игра на 2, 3, 4 или 6 игроков.
Бросание лисицы (нем. Fuchsprellen) было распространённым состязательным развлечением (кровавой забавой) в некоторых частях Европы в XVII и XVIII веках и заключалось в подбрасывании живых лисиц и прочих животных как можно выше в небо. Бросание обычно происходило в лесу или во внутреннем дворе замка или дворца, на круглой площадке, ограждённой натянутым холстом.Два человека становились на расстоянии шести-семи метров друг от друга, держась за концы пращи, которая раскладывалась между ними на земле...
Латрункули , лат. latrunculi, latrones, сокр. latro, полная форма Lūdus lātrunculōrum, Ludus latrunculorum — букв. «игра солдатиков/наемников» — древнеримская игра шашечного типа. Считается, что от вариации на доске 8х8, с изменением правил хода дамки и простой шашки, включая правило ударного хода, произошли шашки на 64-клеточной доске.
Пе́карь , поп, клёк, пастух, батало, банки и др. — русская дворовая детская игра, родственная городкам и салочкам.
Длинные нарды — одна из разновидностей игры в нарды, требующая от участников стратегического мышления и умения вести комбинационную борьбу.
Прорыв (англ. Breakthrough)— абстрактная стратегическая настольная игра, придуманная Дэном Тройка (Dan Troyka) в 2000 году и ставшая доступной в Zillions of Games файле (ZRF).
Джетан (Jetan), также известный как Марсианские шахматы — вариант шахмат с неясными правилами. Был создан Э. Р. Берроузом как игра, распространённая на Барсуме, его вымышленной версии Марса. Игра появилась в «Марсианских шахматах», пятой книге из серии Барсума. Ее правила описаны в главе 2 и в приложении к книге.
Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.
Подробнее: Правила шахмат
Мавр — карточная игра. Чаще всего её называют еще «101», поскольку в неё играется цикл партий до набора 101. Смысл каждой партии — скинуть карты быстрее и набрать меньше очков. Но тот, у кого очков больше, имеет шанс выиграть, набрав ровно 101. Если же он переберет, то проигрывает. Впрочем, по договоренности это не обязательно.
Добуцу сёги (яп. 動物将棋, どうぶつしょうぎ до:буцу сё:ги, «звериные сёги») — японская настольная логическая игра для детей, вариант сёги. Альтернативное название — «поймай льва» (англ. catch the lion).
Хасами сёги (はさみ将棋 (яп. схватывающие шахматы)) — настольная игра для двух игроков. Игра ведётся на доске 9x9, в игре используется только один тип фигур. Так как король отсутствует, цель игры отличается от сёги и других игр шахматного типа. Существует два основных варианта этой игры: классический и дай хасами сёги. Классический вариант популярен среди японских детей.
Салочки (салки, пятнашки, догонялки) — наиболее общее название детской игры в разных вариантах, но с главным принципом: игроки пытаются осалить (опятнать) друг друга касанием руки, тем самым передать другому участнику игры ведение (необходимость осалить кого-то другого).
Комондо́р (венгерская овчарка) — порода овчарок. Её размеры визуально увеличиваются за счет шерсти. Комондор очень хорошо приспособлен к работе овечьим пастухом: благодаря своей шерсти, он маскируется в отаре овец.
Ме́льница — логическая настольная игра для двух игроков. В качестве игровых фигур обычно используются 9 чёрных и 9 белых круглых фишек. Цель игры заключается в том, чтобы поставить три фишки одного цвета в ряд.
Асык , ашык (каз. асық, карач.-балк. ашык, кирг. чүкө, ашык, монг. шагай, сибтат. шағай, тадж. ошуқ, тур. aşık, узб. oshiq) — надпяточная кость (таранная кость) овцы (в основном баранов) и реже другого мелкого рогатого скота. В русском языке кость чаще называется альчик от киргизского слова алчы обозначающем самое старшее положение кости.
Заяц и Ёж (нем. Der Hase und der Igel) — сказка Братьев Гримм о том, что нельзя глумиться над простым человеком, о ценности семейных отношений и взаимовыручке. В сборнике Братьев Гримм находится под номером 187, по системе классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона 275-А*. Сказка «Заяц и Ёж» вошла в пятое издание сборника сказок Братьев Гримм, который вышел в свет в 1843 году.
Уголки — настольная логическая игра на квадратном поле размером 8x8 (10x10) клеток для двух участников.
Парчи́си (parcheesi), парчизи или «двадцать пять», — это американская адаптация традиционной индийской игры Пачиси, которая зародилась ок. 500 г. Она имеет небольшие отличия от оригинальной версии в правилах, другое написание в латинице. В оригинале вместо костей использовались ракушки каури. Другой распространённый вариант игры также известен под названием лудо. В России в начале XX века игра была известна под названием «Не сердись, дружок» или «рич-рач» .
Бразильские шашки (другое название — Малые польские шашки) — один из распространённых вариантов игры в шашки, наряду с русскими и международными (стоклеточными) шашками. Популярен в Бразилии, Польше (где называются классическими). Игра проводится на доске 8×8 клеток по правилам международных шашек.
Охота на оленя — кооперативная симметричная игра из теории игр, описывающая конфликт между личными интересами и общественными интересами.
«Волк и семеро козлят » (нем. Der Wolf und die sieben jungen Geißlein) — сказка братьев Гримм, опубликованная в составе цикла сказок в 1812—1815 году. По системе классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона имеет номер 123.
«Старый Султан » — (нем. Der alte Sultan) сказка братьев Гримм, которая была опубликована в первом томе первого издания их сборника в 1812 году (KHM том 1, № 48).
Большая пятёрка , или Большая африканская пятёрка, — традиционное название пяти видов млекопитающих, являющихся наиболее почётными трофеями африканских охотничьих сафари...
На́рды (от пехл. nēw-ardaxšīr — буквально: храбрый Ардашир), другие распространённые названия: трик-трак (фр. trictrac), бэкгаммон (англ. backgammon), тавла (тур. tavla; греч. τάβλι от др.-греч. «τάβλα, τάβλη»; (лат. «tabula») — «игральная доска»), шеш-беш, коша — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует...
Де́тский мат (в шахматах) — это мат, который получается, например, после ходов белых 1. e4 2. Фh5 3. Сс4 4. Ф:f7×. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7. Классический детский мат ставится чёрным, но может ставиться и белым на поле f2.
Домино ́ — настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек («костей», «камней»), соприкасающихся половинками с одинаковым количеством точек, обозначающим число очков. Также этим термином называют и другие настольные игры, цель которых состоит в расположении на столе или специальном игровом поле костей с нанесёнными на них одним или несколькими символами так, чтобы они касались одноимёнными символами друг друга. Каждый символ из набора, как правило, имеет численное значение.